Среда, 20.06.2018, 22:13
Персональный сайт ВАСИЛЬЕВА Е.Е.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта



Главная » Файлы » Мои файлы

Методическая разработка: «Сердечно-легочная реанимация»
06.08.2012, 11:39

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ СПО  Тульский экономический колледж              Методическая разработка

                    учебной дисциплины

ОСНОВЫ   БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема:  «Сердечно-легочная реанимация»

 

для специальности:   080107 Налоги и налогообложение; 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления; 080501 Менеджмент; 080112 Маркетинг.   

  среднего профессионального образования (базовый уровень)

 

автор: Е.Е. Васильев  

                            

 

                             Щекино 2009

 

 

Рассмотрены и одобрены                                             «Утверждаю»

на заседании ПЦК № 4.                                              Зам. директора

                                                                                  по учебной работе

Протокол №       от                   2009г.                             ______ Е.В. Кошелева

 

Председатель ПЦК                                                     "___"__________2009г.

________Е.В. Терехова

 

Регистрационный номер_____

Методист ФГОУ СПО ТЭК

___________О.Г. Калинина

«       »_____________2009г.

 

 

Составители:

Васильев Евгений Ефремович,  преподаватель высшей категории

ФГОУ СПО ТЭК

 

Рецензент:

Лямин Виктор Иванович, преподаватель  высшей категории ФГОУ СПО ТЭК

 

 Краткая аннотация методической разработки:

 

1. Образовательная – активизация познавательной деятельности студентов в сфере изучения первой медицинской помощи;

2. Практическая – закрепление знаний по оказанию ПМП,

 3.Воспитательная – воспитать желание оказывать ПМП другому    человеку   при ЧС.   

 

                                    Рецензия

на методическую разработку

 

Васильева Евгения Ефремовича: преподавателя – организатора ОБЖ.

ФГОУ СПО Тульский экономический колледж.

 

 По теме:  «Сердечно-легочная реанимация»

    Методическая разработка выполнена в соответствии с методическими рекомендациями к таким работам. Выбрана актуальная тема, так как искусственное дыхание и закрытый массаж сердца играют подчас столь важную роль, что уметь применять их обязан каждый человек. Положительно то, что используются основные приемы и способы закрепления материала. Главное, использование мультимедийной презентации. В полной мере отработаны практические навыки.

   Работа может использоваться преподавателями - организаторами ОБЖ,   преподавателями – предметниками.

 

Преподаватель ТЭК                                                 В.И. Лямин

«      »__________2009г.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

        ВВЕДЕНИЕ                                                                5                  

1.        Структура занятий                                                 6

2.        Ход занятий                                                            7-9

   2.1 Диагностика клинической смерти                        7-8                     

 

2.2        Непрямой массаж смерти и искусственная           8

      вентиляция легких  

 

2.3 Сочетание проведения НМС и ИВЛ                     8 -9                              

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                           10                  

      ЛИТЕРАТУРА                                                             11                   

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Фильм по теме

      ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Презентация для преподавателя

      ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Презентация для студентов

      ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Презентация: Тесты по теме

      ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Ответы на тесты (для преподавателя)

      ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Таблица «СЛР»

  Введение

 

Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

 

Терминальные (конечные) состояния. В обиходе из-за незнания вопросов, связанных с терминальными состояниями, иногда говорят об «остановке сердечной деятельности» и «прекращении дыхания», тогда как эти «определения» служат всего лишь симптомами одного из видов терминальных состояний. Оказание первой медицинской помощи в подобной ситуации беспред­метно и ошибочно: речь может идти только об экстрен­ной реанимационной помощи — то есть об оживлении умирающего.

Терминальные состояния — это крайние состояния, переходные от жизни к смерти. Оживление возможно на всех стадиях умирания.

Различают 4 вида терминальных состояний (этапов умирания):

    1) преагональное состояние (или преагония, шок 4-й степени);

    2)   терминальная пауза;

    3)  агония;

    4)  клиническая смерть.

Симптомы преагонии. Двигательное возбу­ждение. Нарушения сознания — заторможенность, спутанность мышления; потеря сознания. Кожа блед­ная. Ногти синюшные; после прекращения нажатия на ноготь кровоток длительное время не восстанавливает­ся. Пульс частый, слабый, едва определяется на сонных и бедренных артериях, затем замедленный. Дыхание вначале учащенное, в дальнейшем медленное, редкое, аритмичное, судорожное (важный признак). Темпера­тура тела резко снижена.

Симптомы терминальной паузы. Па­уза длится от нескольких секунд до 3—4 мин. Дыхание отсутствует. Пульс резко замедлен; определяется толь­ко на сонных и бедренных артериях. Реакция зрачков на свет исчезает, ширина зрачков возрастает.

Симптомы агонии. Агония — это последняя короткая вспышка жизнедеятельности. Возможны кратковременное восстановление сознания и некото­рое учащение пульса (на сонных и бедренных артери­ях). Тоны сердца глухие. Дыхание может быть двух ви­дов: судорожное, значительной амплитуды, редкое — от 2 до 6 вдохов в минуту; слабое, редкое, поверхност­ное, малой амплитуды. Агония завершается последним вдохом и переходит в клиническую смерть.

Клиническая смерть. Это пограничное со­стояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти. Возникает непосредственно после прекраще­ния кровообращения и дыхания. Характеризуется пол­ным прекращением всех внешних проявлений жизни, однако даже в наиболее ранимых тканях (мозг) необра­тимые изменения к этому времени еще не наступили.

Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5 мин. В течение этих 5 мин человека можно вернуть к жизни.

 Структура занятий

 

 Тема занятия: «Сердечно-легочная реанимация»

  

Продолжительность занятия: 80 минут.

Место провидения: ТЭК (кабинет № 3).

Предмет: ОБЖ

Преподаватель: Васильев Е.Е..

 

Цель занятия:  овладение техникой СЛР

Задачи:

1. Образовательная – активизация познавательной деятельности студентов в сфере изучения первой медицинской помощи;

 Практическая – закрепление знаний по оказанию ПМП,

 Воспитательная – воспитать желание оказывать ПМП другому человеку при ЧС.

  

 Учебные вопросы:

1. Диагностика клинической смерти.

2. Непрямой массаж смерти и искусственная вентиляция легких.

3. Сочетание проведения НМС и ИВЛ.   

 

Методические приемы:

практический метод;

видео метод, демонстрация, иллюстрация;

беседа;

учебная дискуссия.

 

Тип занятия: изучение нового материала и формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.

 

Форма работы на занятии: групповая.

 

Оформление занятия: наглядные пособия.

Материалы к занятию: 

Фрагмент фильма; Ход работы для ученика; Презентация для учителя;

  Презентация для ученика; Тест; Ответы на тест; Таблица «СЛР».                                                                              

 

Оборудование занятия:

Техническое обеспечение:

- персональный компьютер (ПК);

- мультимедийный проектор.

Программное обеспечение:

Microsoft Power Point, Word.

Телевизор и видеомагнитофон  

2.Ход занятия:

 

2.1 Диагностика клинической смерти

 

1 слайд. Здравствуйте! Я считаю свой предмет одним из главных в  расписании. Как вы думаете, почему я так считаю? (знания, полученные на ОБЖ, помогают спасать жизнь) Правильно. Посмотрим  фрагмент одногофильма.

2 слайд. Многие люди считают, что они умеют оказывать ПМП. Однако в реальной ситуации зачастую или боятся, или не могут справиться с этой задачей. А ведь от правильно и своевременно оказанной  Первой Помощи зависит судьба человека, а зачастую и жизнь.
Неумолимая статистика показывает, что до 90% тяжело пострадавших могли бы остаться в живых, если бы помощь им была оказана в течение первых 5 минут, а если с момента ЧП проходит больше 18 минут, то удается спасти лишь 15% пострадавших.

 

3 слайд. Вернемся к фрагменту. Герой умер, а все ли сделали окружающие, которые пытались спасти его до приезда скорой помощи?
(в этой ситуации на первый план выходит знание и умение выполнять сердечно-легочную реанимацию) Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Пусть эпиграфом его станут слова знаменитого путешественника Андрея Ильина: Умение рождает уверенность. Уверенность вытащит из любой, самой экстремальной ситуации. Я знаю – любой человек способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать. Надо лишь знать, что делать. Поэтому целью нашего урока будет овладение техникой СЛР.

4 слайд. Что же такое реанимация?

 5 слайд. Перечислите признаки клинической смерти.

 6 слайд. И первое, что мы научимся делать – это определять эти признаки (т.е. диагностировать клиническую смерть).

 7 слайд. Как вы думаете, какое количество времени должен затратить спасатель на диагностику?
(потому что продолжительность клинической смерти 5 минут и в течение этого времени наступают необратимые процессы: разрушение клеток коры головного мозга)

 8 слайд. Посмотрите на рисунок и скажите, что проверяет спасатель? (все вместе  находим сонную артерию)

 9 слайд. А что здесь проверяет спасатель?

 10 слайд. Что показано на этом слайде? (расширенный зрачок, который служит показателем отсутствия сознания) Я продемонстрирую на тренажере как в комплексе выполняется диагностика клинической смерти.

 2.2  Непрямой массаж смерти и искусственная вентиляция легких

 11 слайд. После выполнения диагностики мы, не теряя времени, приступаем к реанимации, которая состоит из 2 этапов: НМС и ИВЛ.

 слайд 12 – 16. Вам необходимо будет выполнить следующее задание:
на компьютере открыта презентация, в ней номерами отмечены пять слайдов. Переставьте слайды местами в соответствии с последовательностью  указанной в статье учебника «НМС и ИВЛ». На выполнение вам дается 5 минут.

Итак, кто готов, какой слайд будет идти первым, объясните свой выбор и продемонстрируйте на манекене.(2 – определение точки нажатия, 4 – нмс, 5 – очистка ротовой полости, 3 – восстановление проходимости дыхательных путей, 1 - ивл)

Спасибо, ещё раз внимание на манекен, я полностью показываю правильное выполнение техники НМС и техники ИВЛ.

 2.3 Сочетание проведения НМС и ИВЛ  

 слайд 17. Существуют правила сочетания НМС и ИВЛ. Обратимся к различным источникам и заполним таблицу, чтобы сравнить их.
Один из вас работает с учебником, второй-с мультимедийной энциклопедией«МЧС».
слайд 18  Затем вам необходимо заполнить таблицу: в первые три графы вносите цифровые показатели, в последние две ставите знак «+» или «-». На выполнение работы 5 минут. Какие данные вы вписали в графу «Учебник», а какие – в графу МЧС?
  Какой способ сочетания вы считаете наиболее эффективным и почему? (способ, который предлагает МЭ «МЧС», потому что они отработаны на практике и основаны на современных медицинских данных). Давайте убедимся в этом на практике.
А как может поступить спасатель, которому одному приходится выполнять реанимацию? (позвать на помощь и объяснить действия)

Слайд 19. По каким признакам мы определяем эффективность СЛР?

Домашнее задание. Выполнение теста, сохраните презентацию на дискету и используйте её при подготовке к тесту.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                            

Слайд 20. Подводя итог нашему занятию, я хочу вместе с вами подумать и ответить на два важных вопроса: Достаточно ли 1 урока, чтобы правильно выполнять СЛР? (нет, потому что спасатели рекомендуют минимум раз в полгода проводить практические занятия с тренажером)
И второй, любой ли человек, обладающий знаниями СЛР, применит их в экстремальной ситуации?

Слайд 21. Мне очень хочется верить, что любой из вас в подобной ситуации будет способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать.

Главное, что вы будете знать, что делать.

 

Литература: 

Фролов М.П., Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Петров С.В.,   Богогоявленский И.Ф., Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеоб. учр.

9 кл. – М.: Фирма Издательство АСТ, 1999

 Фролов М.П., Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Петров С.В., Богогоявленский И.Ф., Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеоб. учр. 

10 кл. – М.: Фирма Издательство АСТ, 1999

Гоголев М.И., Гайко Б.А., Шкуратов В.А., Ушакова В.И., Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений. – М.: Просвещение, 1991 

Бубанов В.Г., Бубнова Н.В., Оказание экстренной помощи до прибытия врача: Практическое пособие. – М.: Изд-во НЦЭНАС, 2000 

  Петрова Т.М., Спортивно-познавательный туризм. Учебно-методическое   пособие для учителей. – Красноярск: Гарнитура «Minion», 2006                                               


Категория: Мои файлы | Добавил: triton
Просмотров: 1979 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь



Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz